Волгодонск Понедельник, 27 сентября
Общество, 30.05.2019 18:00

«Большие победы маленьких машинок»: как Сергей Меркулов стал основателем автомоделизма в Волгодонске

Сотрудник Станции юных техников Сергей Меркулов с нуля создал кружок автомодельного спорта в Волгодонске, более 30 лет его воспитанники ежегодно побеждают на престижных всероссийских соревнованиях.

На первом этаже обычного дома в микрорайоне В-4 за неприметной дверью скрывается настоящий мир маленьких, но стремительных машинок. Это - автомодельный клуб «Глобус», часть городской СЮТ.

Его основателем и бессменным руководителем является Мастер спорта СССР по автомодельному спорту Сергей Александрович Меркулов. Под его руководством за 35 лет работы более полутора тысяч волгодонцев ознакомились с азами технического спорта и научились делать собственными руками автомодели с настоящими двигателями внутреннего сгорания или электрическими двигателями. В рубрике «Лица города» Сергей Меркулов рассказал о своей работе и причинах успехов волгодонцев в автомоделизме.

Расскажите, как Вы оказались в Волгодонске и пришли в автомодельный спорт?

Я - уроженец Новороссийска. Еще в школе интересовался техникой, дома все время что-то мастерил своими руками. Дома с братом построили импровизированную гоночную трассу, но дальнейших знаний не хватало, поэтому записался в секцию автомоделизма при Дворце пионеров. Активно ездил на краевые соревнования, стал Чемпионом Краснодарского края, участвовал во Всесоюзных соревнованиях. После десятого класса поступил в Таганрогский радиотехнический институт, там увлечения не бросил. В 1981 году стал Мастером спорта СССР по автомоделизму. По окончанию вуза попал по распределению в Волгодонск на радиозавод. Продолжал занимался сам выступая за Ростовскую область. Многократный чемпион России, СНГ. На заводе отработал с 1984 по 1993 год. Почти сразу по приезду в Волгодонск устроился по совместительству в Клуб юного техника (КЮТ) «Атоммаша», где создал и возглавил секцию автомодельного спорта. Помню, что в феврале 1984 года впервые приехал в Волгодонск посмотреть новое место работы и сам город. Зашел и на Станцию юных техников, которую как раз возглавила Людмила Рязанкина. С ее подачи решил реализовать свои увлечения и пошел в Клуб «Атоммаша». Там мне выделили несколько комнат на первом этаже дома №10 по улице Маршала Кошевого, где клуб располагается и поныне.

команда.jpg

На областных соревнованиях по автомодельному спорту в Азове, 2019 года. 

Помните первые победы в Волгодонске? Первых воспитанников клуба?

Одни из первых выпускников клуба Роман Чечель, Николай Добро, Александр Сидоренко который стал директор «Русского стиля». До сих пор некоторые из сделанных им моделей хранятся в клубе. В клубе много работают на станках, поэтому большинство выпускников связывают свою жизнь с профессиями по металлообработке. Многие до сих пор работают в отрасли. Тогда же сложились целые династии - в клубе занимались будущие отцы, которые спустя годы приводят в клуб своих сыновей. В Волгодонск я приехал с большим заделом по моделям, поэтому уже в 1985 году клуб одержал первую первую на областных соревнованиях. С тех пор держим марку.

Как клуб «Глобус» пережил 90-е годы?

Когда «Атоммаш» стал разваливаться, он начал передавать все свои клубы и прочие социальные активы городу. Так клуб юного техника оказался у города, который в свою очередь передал его Станции юных техников. Помню, что в это время мы едва не лишились всех станков, на которых делали модели. Однажды ко мне пришел человек с улицы и говорит: «Я все твои станки купил» и показывает мне накладную, где станки были проданы как металлолом по символической цене. Это покупатель ушел, а я снял со станков всю оснастку и двигатели, от них остались одни станины. На следующий день покупатель пришел и стал возмущаться, но брать станины как лом передумал. После мы станки восстановили, они до сих пор работают.

машинки.jpg

Что представляет в настоящее время автомодельный спорт?

В автомодельном спорте есть несколько направлений. Трассовые соревнования, на моделях 1:32 и 1:24 масштаба. Они передвигаются по специальной трассе, задача - проехать за определённое время как можно больше кругов. Другим направлением являются соревнования по кордовым моделям. На них модель машины с электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания движется на скорость по кругу, удерживая направления с помощью прочного и тонкого стального троса - корда. Скорость этих моделей до 345 км/ч. Есть соревнования по радиоуправляемым моделям. За последние 30 лет здесь произошла настоящая революция. Если раньше радио модели были в диковинку, и мы сами делали пульты и машины, систему радиоуправления, то теперь есть уже готовое решения. Сейчас быстро набирает популярность соревнований на FPV моделях, оснащенных видеокамерами. И это очень увлекает детей. Специальная программа существует и для самых маленьких участников клуба. В качестве подготовительного курса школьники в возрасте от 7 лет работают над самыми простыми моделями с резиномотором или электродвигателями, рассчитанными на прямолинейное движение.

В каком состоянии находится автомодельный спорт в городе? Интерес к нему растет или падает?

Сейчас автомоделизм переходит от системы «сделай машину и выиграй» до доработки уже готовых моделей машин. Большую роль стало играть уровень управления, настройки и обслуживания моделей на соревнованиях. В автомоделизме - главное творчество и развитие навыков работы с разными материалами и деталями. При этом первые «ученические» модели машин можно сделать из любого подручного материала, начиная от пластиковых бутылок, старых микросхем или корпусов компьютеров. Это творчество в чистом виде. В настоящее время автомодельный спорт превращается в хобби. Традиционные технические виды спорта, такие как авто, авиа и судомоделизм сильно упали в последние годы. Государство делает упор на развитие робототехники, туда и направляется основной объем финансирования. Но в России вся робототехника в технических секциях построена на готовых покупных иностранных наборах с готовыми алгоритмами работы. Ребенок при этом сам ничего не изготавливает собственными руками и даже не может починить сломанные детали.

Как построено обучение в автомодельном клубе?

Когда проходит первое занятие, я всегда предлагаю сделать новому члену клуба несколько вариантов модели на выбор, объясняю им сложности и преимущества, но окончательный выбор над направлением работы должен оставаться у ребенка. Дети получают основы работы с различными инструментами, материалами, станками, базовые основы управления машины, учатся работать с двигателями и механическими системами. Даже для простой радиоуправляемой модели у нас есть специальный стенд на котором настраиваются развал, схождение, клиренс машины, обслуживание амортизаторов, дифференциалов, карданов, подшипников и так далее. Ребенок познает полный курс того, как работает автомобиль или вообще любое средство передвижения, будь то на электрическом двигателе или двигателе внутреннего сгорания. Приветствуется реализация собственных идей, проектов. Я учу их -они помогают мне находить интересные проекты, идеи. Мыслящий, творческий ребёнок-это здорово.

награды.JPG

Какие члены клуба наиболее успешны?

В прошлом году окончил школу и уехал учиться в Ростов многократный победитель областных и Всероссийских соревнований Алишер Самиев. В этом году заканчивает школу Тимур Рагимов. У них есть и достойная смена. Это Максим Лигойда, Александр Шелкопляс, Коростин Дмитрий— очень талантливые и перспективные ребята. Брат Алишера Салман Самиев в этом году начала занятия в клубе, тоже перспективный моделист. Раньше дети приходили начиная с 3 и 4 класса. Теперь прежний курс программы осваивают уже первоклассники. Современные дети стали более развитыми и к пятому классу школьники уже определяются со своими увлечениями. Александра Шуркина пришла в наш клуб после первого класса и уже занимается второй год. Теперь она может дать фору и более старшим товарищам. Есть дети, которые приходят и остаются до 18 лет. Есть те, кто попробовали автомоделизм, поняли, что это не их призвание и пошли дальше.

Что для вас значит работа с детьми? Чем предпочитаете заниматься во время отпуска?

Работа с детьми - это постоянное творчество. Получаешь удовольствие от результата, достигнутого твоими воспитанниками, от их успехов на жизненном пути. В свободное от работы каждое лето уезжаю в родные края на Черное море. Еще в школьные годы обошел все горы от Анапы до Геленджика. Теперь, как в юности, беру палатку и ухожу жить дикарем в те же леса, море на пару недель. Заряжаюсь энергией для творчества от природы.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
СЮТАлександр Меркуловавтомоделизм
7
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое