Волгодонск Пятница, 19 апреля

Городская железная дорога и судоходство по заливу: какие странные проекты хотели реализовать в Волгодонске

«Блокнот» решил вспомнить некоторые так и нереализованные проекты развития города, которые широко обсуждались в 70-80-е годы.

В те годы считалось, что Волгодонск будет стремительно расти до уровня второго города в Ростовской области. Отсюда возникли и многочисленные планы по развитию города, значительная часть из которых так и осталась на бумаге. Вот лишь некоторые из них:

Волгодонск - город маленьких небоскребов

Сейчас в Волгодонске высотное строительство практически не ведется, а горожане предпочитают строить самостоятельно или покупать готовые индивидуальные жилые дома. К 1992 году Волгодонске построили всего 16 домов от 14 этажей и выше: 9 в новом городе и 7 в старой части города. В структуре жилого фонда на эти высокие по меркам Волгодонска приходится всего 5-7% от общей площади жилья. Но в середине 80-х годов проектировщики планировали увеличить количество жилых высоток в 7-8 раз. К 2005 году жилая площадь таких высотных домов должна была увеличиться до 827 тысяч квадратных метров (16,5% площади всей жилой застройки города). Роль местного «Манхэттена» отводилась проспекту Курчатова. Именно вдоль этого проспекта должны была возникнуть ось из самых высоких жилых и административных зданий города. 

Судоходный путь по Сухо-Соленовскому заливу

Главный залив города в лучшем случае дает пристанище лодкам рыбаков и яхстменам. Но в 70-е годы, в период когда проектирование и строительство «Атоммаша» только начиналось, инженеры предложили смелый проект. По дну Сухо-Соленовского залива предполагалось проложить судоходный канал, который оказался бы приближен к заводу, рядом с которым могли построить причал для перегрузки реакторов и прочего оборудования для АЭС. Такое расположение позволяло производить отгрузку самых тяжелых изделий на судно в собранном виде. Сейчас корпус реактора и его составные части доставляются на АЭС раздельно и собираются только на строительной площадкой АЭС. Судоходный фарватер по дну залива требовал и строительства отдельного моста на месте современного путепровода. Но объем дноуглубительных работ и большая амплитуда колебаний уровня водохранилища заставили отказаться от этой идеи. Вслед за переносом места для спецпричала жертвой экономии пал и мост через залив, превратившийся в путепровод.

Городская железная дорога

В 80-е годы в Волгодонске сформировался крупный промышленный железнодорожный узел. Помимо станции Волгодонской в составе Министерства путей сообщения в городе работали сразу три ведомственные железнодорожные станции: Атомная (Ростовская АЭС), Заводская и Стройбаза (промзона «Атомамаша»). Последние три станции занимались исключительно грузовой работой. Действующие в городе автобусные и троллейбусные маршруты работали с колоссальной перегрузкой, которая еще больше возрастала в утренние и вечерние периоды. Тогда люди просто брали штурмом общественный транспорт. Помочь в решении такой ситуации могло использование существующей железнодорожной инфраструктуры. Для этого от станции Волгодонской до Ростовской АЭС через промзону «Атоммаша» собиралась запустить внутригородские пассажирские поезда. Их услугами могли пользоваться жители старого города и Красного Яра. Начальным пунктом следования становилась станция Волгодонская, после которой поезд делал остановки в районе путепровода, в Красном Яру, а далее отклонялся от магистральной линии железной дороги и следовал в промзону «Атоммаша» и далее в Ростовской АЭС. Внутри города предполагаться построить несколько остановочных пунктов. В качестве подвижного состава в таких поездах могли использоваться плацкартные вагоны или вагоны только с местами для сидений.

Много мостов через залив

С начала 2020 года волгодонцы наблюдают за стройкой автомобильного моста через Сухо-Соленовский залив. Это мост является одним из самых долгожданных инфраструктурных проектов в Волгодонске, который должны были построить еще к 1995 году. Но у «большого моста» планировались и маленькие "братики". Берега залива должны были соединиться с помощью трех элегантных пешеходных мостов. Сам залив планировалось преобразить. В новом городе весь берег от Мокро-Соленовской балки до путепровода передавался бы под цепочку непрерывных и связанных между собой набережных, пляжей и зон отдыха, а берег залива со стороны старого города избавлялся бы от промзон и отдавался под размещение гидропарка, зеленый зоны с пляжами, заводями и развлекательными аттракционами.

Автобан Ростов - Волгодонск и самолеты в Сибирь и на Урал

В 80-е годы Волгодонск еще не знал пробок по причине отсутствия достаточного количества легковых автомобилей в собственности горожан. Но город рос и набирал экономический вес, а значит Волгодонску требовалась и более статусная автомобильная дорога до областного центра. Для этого автомагистраль Ольгинская - Семикаракорск - Волгодонск должна была превратиться в дорогу республиканского значения с перестройкой и расширением трассы до четырех полос движения на всем протяжении дороги. В аэропорту «Волгодонск» в Цимлянске предполагалось удлинить взлетно-посадочную полосу до двух с половиной километров и открыть прямое сообщение Волгодонска с городами Урала и Западной Сибири.

Больше путепроводов, хороших и разных

По иному могла выглядеть и дорожная сеть города. К существующему путепроводу через железную дорогу в Красном Яру могли добавить еще три эстакады: на 2-й Бетонной улице (как часть мостового перехода через залив), как продолжение Жуковского шоссе (на месте железнодорожного переезда в Красном Яру) и новый путепровод в продолжении 9-й Заводской улицы, который должен был дать прямой автомобильный выход из промзоны «Атоммаша» к трассе Волгодонск - Зимовники.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
историяВолгодонскпроект
6
0
Народный репортер + Добавить свою новость