Волгодонск Среда, 24 апреля

Как хутор Красный Яр после распития вина хотели переименовать в станицу Святополкмирскую

Историк Олег Антонов рассказал о малоизвестных фактах из  истории станицы Красноярской, наиболее старой части Волгодонска.

Краеведы Иван Шеремета и Галина Лободина в книге «История станицы Красный Яр» (1999) без критического осмысления приводят слова старожилы, что поселение является ровесником хазарской крепости Саркел.

Такое видение обусловлено следующим. В 1990-2000 годах на прилавках и нашего города, в том числе, частым стали книги по альтернативной истории, авторы которых пытались доказать, что российское государство и русский народ древнее, чем имеют представление об этом «наивные» историки. Также, на волне возрождения казачества остро встал вопрос о происхождении донских казаков. Тем, кто придерживался версии о казаках как самостоятельном народе, приходилось искать ответ в глубине веков в отрыве от русского народа. Распространилась тенденция верить в более древнее происхождение казаков. Это связывалось не с открытием каких-то новых фактов, кардинально меняющих представление о хронологии или событиях, а с желанием найти «благородных» предков. В краеведческой литературе такое встречается и в настоящее время.

Для решения вопроса обратимся к статье Ивана Сулина «Исторические данные, относящиеся к колонизации земли Донского войска казачьими и крестьянскими хуторами» (1902 год). Его выводы служат критериями для определения времени возникновения хуторов на Дону. Он пишет, что ранее 1702 года хутора́ не фиксируются. Заселение правобережной и левобережной частей Дона имеют свои особенности. Изначально оно шло с правой стороны реки. Левобережные земли казаки использовали для угодий, пастбищ и не строили хуторов в виду прямого запрета, который был до 1779 года, так как существовала угроза вражеского нападения.

Хутор Красный Яр входил в Цимлянский юрт и располагался на левой стороне реки Дон. Он показан на Генеральной карте Земли войска Донского от 1797 года. Зная особенности освоения левобережной стороны Дона, можно предположить, что поселение появилось в период 1780-1790 годов.

В дореволюционных картографических и письменных источниках разных лет хутор назван как «Красноярские» (1797), «Красной» (1822, 1832), «Красноярский» (1859, 1866, 1873, 1915), «Красноярской» (1868) и даже Красноярск (1897). Вначале 1920-годов 20 столетия наименование хутора встречается уже в форме «Красный Яр» (распространено в речевом обиходе). В 1924 году начинается административно-территориальная реформа Северо-Кавказского края, предшественника современной Ростовской области, согласно которой происходит организация районов и ликвидация уездов и волостей. В Цимлянском районе наряду с другими сельсоветами образовывается Красноярский сельский совет. В это же время хутор становится станицей. Красноярский сельсовет в разное время числился в составе Цимлянского и Романовского районов.

По устным преданиям, собранным краеведом Александром Пупковым, в позднеимперскую эпоху хутор уже планировали перевести в разряд станицы и переименовать: «Осенью 1880 года, проплывая по реке на пароходе, атаман Области войска Донского посетил и хутор Красный Яр. За однодневное пребывание он ознакомился с экономикой хутора, перспективой его развития, тяготением к нему других хуторов, и высказал намерение образовать здесь новую станицу, в которой с прилегающими хуторами было бы четыре с половиной тысячи населения. И станице этой дать название «Святополкмирская». Такое сообщение вызвало бурный подъём настроения у хуторских казаков, и они в благодарение Войсковому атаману закатили одну десятиведёрную бочку вина на пароход «Венера», указывая на бочку с криками «на посошок, на посошок!». Но намерению образовать в хуторе Красный Яр новую станицу не суждено было сбыться».

Казаки других поселений потешались над жителями Красного Яра:

«- Здравия желаем казакам Святополкмирской станицы! А где же ваш станичный атаман? Не прихватил ли его князь с собой, вместе с бочонком вина?

Красноярские казаки не терялись, навастривали кулаки и ближе подходили к вопрошавшим:

- А вот мы сейчас покажем вам, где находится наш станичный атаман! – и засучивали рукава.

Такой приём сразу охолаживал насмешников. Озорство некрасноярских казаков смывалось как холодной водой, и они тут же заискивающе переводили разговор на другое».

Не исключено, что в основе этой истории лежат реальные события, но она содержит неточность. Николай Иванович Святополк-Мирский не мог занимать должность войскового атамана в 1880 году, так как был назначен на пост в следующем году. Пока эту историю следует оставить как версию до выявления дополнительных сведений.

Население Красного Яра в начале 20 века увеличивалось, росло экономическое благосостояние жителей, и хутор превращался в крупный торговый пункт. Тогда в хуторе располагались плугостроительный механический завод, хлебная ссыпка купца Парамонова, две биржи и до 30-ти торговых пунктов. Большинство торговых точек находились на усадьбах жителей, а не на общественных землях, тем самым хуторская казна не пополнялась доходами. В связи с этим, 22 января 1904 года состоялся хуторской сбор, на котором постановили:

«ходатайствовать пред надлежащим начальством о составлении плана нашему Красноярскому хутору о вырезки торговой площади и о прирезки новых кварталов для заселения, представив приговор этот по принадлежности. Кроме этого до составления плана приостановиться раздачею мест под занятие постройками и воспретить до этого времени какие бы то ни было постройки на местах».

21 марта этого же года общество граждан станицы Цимлянской утвердило решение красноярцев, а 20 мая 1905 года в Областной распорядительный по земельным делам комитет поступил рапорт землемера с новой распланировкой хутора на жилые кварталы и торговую площадь.

В советское время станица Красноярская являлась центром сельсовета и центральной усадьбой колхоза «Коллективный труд». Со строительством Волго-Донского судоходного канала и наполнением Цимлянского водохранилища 89% территории колхоза подлежало затоплению.

10 мая 1949 года общее собрание колхоза «Коллективный труд» приняло решение переселиться в колхоз «Основа» (хутор Ясырев), но 16 августа изменило его – на территорию колхоза «Цимлянская дружина» (хутор Добровольский), и постановило: «Для водообеспечения на новом месте населения и животноводства немедленно начать рыть колодцы, а в зимнее время соорудить на б. Соленая пруд временного типа, расходы по его постройке отнести за счёт Волго-Дон-Строя». Собрание одобрило проект планировки станицы Красноярской в районе хутора Добровольского, «по которому новый населённый пункт составит один общий и будет располагаться по обеим сторонам железной дороги, приусадебные участки будут состоять из 2-х участков при усадьбе 0,2 га и над б. Соленая под огороды по 0,3 га. Распределение усадебных мест по хозяйствам произвести по жребию. И застройку производить строго по проекту».

Исполком Романовского райсовета депутатов 19 сентября констатирует, что переселение колхоза происходит медленно по причинам: несвоевременного вручения оценочных актов гражданам, недостаточного количества подвод и плотников, а также слабого руководства со стороны председателя колхоза и других местных структур власти. Председателю колхоза Парфирию Киреевичу Филонову было поручено до 1 октября перевезти оставшееся хозяйство на новое место.

Административные объекты Красноярского сельсовета передавались другим ведомствам или сельсоветам. Здание сельсовета стало принадлежать районной больнице, дом для учителей – Романовскому МВД для строительства архива и ЗАГСа, медпункт – районному отделу народного образования под квартиры учителей, школа – Семёнкинскому сельсовету.

9 февраля 1951 года Исполком Романовского райсовета депутатов принял решение о ликвидации Красноярского сельсовета. В 1957 году Романовский район переименован в Волгодонский, который в 1963 году был упразднен, а его территория отошла Цимлянскому району. Вновь Волгодонский район образован в 1983 году. Станица Красноярская находилась в Цимлянском районе до 1976 года, а затем была передана в административное подчинение Волгодонского горсовета.

Во время нахождения станицы в Цимлянском районе, жители столкнулись с проблемой наименования себя, так как в районе была еще одна станица Красноярская (бывший хутор станицы Кумшацкой). Жителей двух населенных пунктов называют красноярцами. «Романовские» красноярцы не раз обращались в газету с вопросом, не правильнее ли их именовать краснояровцами в отличие от «цимлянских». На этот эпизод обратила внимание филолог Людмила Павлова, которая собирала материал в 1968-71 годах для написания и защиты кандидатской работы. В этих двух случаях правильно – красноярцы.

В настоящее время станица Красноярская как самостоятельная административно-территориальная единица не существует, она была упразднена в 2000-е годы. Теперь территория прежней станицы является районом города Волгодонска, который носит неофициальное название «Красный Яр».

P.S. Выражаю благодарность сотрудникам Государственного архива Ростовской области (г. Ростов-на-Дону), Волгодонского эколого-исторического музея (г. Волгодонск) и муниципального архива администрации Волгодонского раойна (ст. Романовская).

Олег Антонов

научный сотрудник Волгодонского эколого-исторического музея

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Красный ЯристорияВолгодонск
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость