Волгодонск Воскресенье, 12 мая
Общество, 16.06.2016 13:50

Сюда не заходят корабли — навигация впервые за 64 года обошла стороной речной порт Волгодонска

Сюда не заходят корабли — навигация впервые за 64 года обошла стороной речной порт Волгодонска

За год через Цимлянское водохранилище и шлюзы №№ 14 и 15 корабли провозят более 7 миллионов тонн грузов. Мазут, зерно, минеральные удобрения, сера — десятки кораблей днем и ночью идут по судоходному каналу, водохранилищу и Дону, вывозя на экспорт продукции российских полей, нефтяных промыслов, шахт и заводов. Но Волгодонск на этом празднике жизни давно остался в стороне. Одна из наиболее загруженных речных артерий теперь никак не влияет на экономическое развитие города.

В 2016 году, по данным ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (это государственное предприятие отвечает за организацию судоходства по Цимлянскому водохранилищу и Волго-Донскому судоходному каналу), впервые за шестьдесят лет навигация на Цимлянском водохранилище началась без речного порта Волгодонска. В графе «перевозка грузов» напротив ООО «Волгодонпорт» стоит прочерк. Весной этого года у речного порта сменился владелец, новые собственники пообещали возобновить работы. Удастся ли им это – покажет время.

А пока причалы и склады порта пустуют, шесть оставшихся портальных кранов стоят без работы, а двадцать лет назад в порту работал 21 электрический портальный кран. По всей видимости простаивает и портовой элеватор, построенный 14 лет назад.

Первая навигация в порту Волгодонска началась в 1952 году. Новый порт разместился в специально созданного гавани, отделенной от водохранилища двумя молами. Сам порт был построен на искусственно созданной насыпи, вдающейся в акваторию гавани. После нескольких этапов расширения мощность волгодонского порта по перевалке грузов достигла миллиона тонн (при условии круглосуточной работы в весь период навигации). Рядом с портом возникли и другие предприятия, связанные в водохранилищем. Первым стала Цимлянская лесоперевалочная база, предшественник современного Волгодонского комбината древесных плит. Лесобаза принимала огромные плоты леса, сплавляемого по Каме и Волге. Позднее рядом с портом были выстроены элеватор и рыбозавод, а на противоположном берегу залива – причал для тяжеловесных грузов завода «Атоммаш». Совокупный объем перевалки грузов на Цимлянском водохранилище в Волгодонске в середине 80-х годов превысил миллион тонн. Сейчас из всех действующих в городе причальных комплексов свое значение сохранил только спецпричал «Атоммаша». Остальные портовые мощности либо прекратили использоваться, либо простаивают большую часть года.

Порт.jpg

Тогда порт имел универсальный характер. В нем днем и ночью перевались с суши на воду и обратно тысячи тонн песка, щебня, цемента, угля, минеральных удобрений, лесных грузов. Водой в город доставлялись целые строительные секции домов и контейнеры. А по Дону и Цимлянскому водохранилищу.

port.jpg

Пассажирский вокзал речного порта в 50-е годы

В 90-е годы государство прекратило поддержку регулярного пассажирского судоходства, после чего «Метеоры» и «Ракеты», выполнявшие регулярные рейсы к Ростову-на-Дону и Калачу на Цимлянском водохранилище, исчезли. Изменилась и структура речных перевозок. После закрытия железной дороги на Морозовск порт оказался отрезанным традиционных грузоотправителей в центральной России. Теперь порт мог работать только с местными источниками грузов. А их оказалось три — строительные материалы (щебень и песок), зерно и металлолом.

DSC_0662.JPG

Панорама речного порта Волгодонска, июнь 2016 года

Несколько лет порт спасал вывоз металлолома. Десятки тысяч стального лома, собранных на закрывшихся предприятиях Волгодонска, заброшенных фермах и колхозах в окружающих районах свозились на грузовых автомобилях к причалам порта. Но через некоторое время весь сводный металл в округе исчез, цена на него выросла и большая часть лома стала потребляться внутри России. После резкого сокращения объемов строительства в городе упала и перевалка строительных материалов. Одно время мощности порта использовала Ростовская АЭС. Вагоны с щебнем от причалов напрямую подавались к строительный площадке станции. Но после завершения основного цикла строительных работ потребность в больших объемах сыпучих строительных материалов отпала. В 2010 году грузооборот порта составил 256 тысяч тонн груза, в 2014 году – 116,5 тысяч тонн, а в нынешнем году он стремится к нулю.

Единственным ликвидным грузом для порта осталось зерно. Двенадцать лет назад на базе порта было построено зернохранилище, с которого можно было отправлять на экспорт до миллиона тонн зерна в год. Ряд лет оно успешно работало, но потом у компании-собственника возникли финансовые проблемы и порт фактически приостановил свою работу. Помешало надежной работе и маловодье Дона. Корабли, на которых пшеницу из Волгодонска отправляли на экспорт, были вынуждены отчаливать недозагруженными, что вызывало дополнительные издержки у их владельцев. В результате местные потоки зерна ушли к терминалам Азова.

В декабре 2014 года по иску «Сбербанка», основного кредитора порта, на предприятии введена процедура наблюдения, а осенью 2015 года порт был выставлен на продажу. Первоначальная цена составляла 100 миллионов рублей, но желающих приобрести порт за такие деньги не нашлось. В итоге стартовая цена опустилась до 38 миллионов рублей. За такую сумму имущество порта было выкуплено компанией «Донской кварц».

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскпорт
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость