Волгодонск Понедельник, 29 апреля

Знаменитый фотограф из Цимлянской дружил с Дмитрием Менделеевым и изобрел фотоаппарат раньше «Кодака»

В 2020 году исполняется 170 лет со дня рождения нашего великого земляка и изобретателя фотопленки Ивана Болдырева, оставившего потомкам первые в истории фотографии станицы Цимлянской.

Сейчас фотографию может сделать каждый. Достаточно нажать иконку на экране своего смартфона и начать снимать. Но в начале второй половины 19-го столетия процесс фотосъемки был долгим, трудным и затратным. В первых фотокамерах использовались хрупкие стеклянные пластинки, а сам процесс съемки и печати фотографий занимал много времени. Во время съемки фотографу приходилось держать приогромную деревянную фотокамеру и целый набор фотопринадлежностей к ней. Во время работы за городом имущество фотомастера тех лет едва помещалось в палатке немалых размеров.

Логично, что чаще всего первые фотографии появлялись в тех местах, где на них был спрос, то есть, в наиболее богатых и крупных городах страны. Сельская местность попадала в объектив фотографа от случая к случаю, например, во время путешествия, этнографической экспедиции или прокладки железной дороги. Для 40-х годов 19 столетия уже известны много сохранившихся фотографий Санкт-Петербурга и его пригородов. В 60-е годы были сделаны первые фотографии Ростова, Таганрога и Новочеркасска. Только к началу 20 столетия фотодело проникает и распространяется в сельские районы Донской области. Тогда фотоателье появляются в большинстве из крупных станиц, а фотокарточка на память становится обязательным атрибутом почти каждой семьи.

Но станице Цимлянской повезло. Быт населявших ее казаков, виды самой станицы попали на фотографии почти на 20 лет раньше, чем в среднем по России. И это произошло, благодаря нашему земляку, известному фотографу и изобретателю Ивану Васильевичу Болдыреву (1850 - после 1917 года). Теперь его считают одним из пионеров фотодела на Дону.

Иван Болдырев появился на свет 9 сентября 1850 года в станице Терновской в семье небогатого казака. Терновская в те годы находилась на правом берегу протоки Дона Цымлянки, в нескольких километрах к востоку от Цимлянской. Станица была переселена перед заполнением Цимлянского водохранилища. Она существует и поныне. Детство Болдырева, как следует из его воспоминаний, было достаточно трудным. Его отец много лет находился на военной службе, мальчик жил в семье деда. До 15 лет он не получал систематического образования и занимался вы пасом семейного стада скота. Вернувшийся со службы отец обучил мальчика основам письма и счета и отдал на учебу офицеру с станицу Констатиновская, центре Второго Донского округа. Там юноша заинтересовался техникой и самоучкой освоил часовое ремесло, при первой возможности он перебрался в донскую столицу Новочеркасск. Там же он познакомился и поступил учеником к одному из первый на Дону фотографов - Елисею Черепанину.

avtoportret_2.jpg

Иван Болдырев. Автопортрет за изобретением смоловидной пленки-пластинки, 1878 год. Фотография из фондов Российской национальной библиотеки

- Я сын (простого) казака Донского войска, станицы Терновской; детство провел сиротой, живя у деда в пастухах с 6 до 15 лет. С 15 лет положение мое изменилось. В 1864 году отец мой вернулся с военной службы, взял меня от деда к себе и стал сам учить меня азбуке. Через год я мог читать по складам и писать. Отец, видя мой успех в чистописании, отдал меня к одному офицеру, в то время занимающему должность окружного адъютанта при «дежурстве», чтобы приготовить из меня писаря. Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Живя у адъютанта в качестве прислуги и маленького писца, я самоучкой научился починять часы. Прожив у этого офицера три года, я ушел от него и занялся самостоятельной починкой часов. Починка часов дала мне возможность скопить 60 руб. и с этими деньгами уехать в Новочеркасск – в августе 1869 года (в то время мне было 19 лет и я считался уже военным казаком). Любя с малых лет мастерство, я решил научиться фотографическому делу, которое скорее могло дать мне денежные средства к существованию, а также и доступ в другие города. Я поступил учеником на полгода к художнику Елисею Черепахину (в Новочеркасск) для изучения фотографии, - описывал много лет спустя свое детство и юность Болдырев в автобиографическом очерке.

Семья Болдырев.jpg

Иван Болдырев в кругу семьи на малой родине (опирается на перила лестницы). На переднем плане - его отец, 1875 год

В Новочеркасске Болдырев из бумаги, картона и самостоятельно обработанных линз сделал свой первый объектив. С его помощью он выполнил серию снимков актеров Новочеркасского драматического театра. В 1871 году в возрасте 21 года Болдырев откупился от военной службы и отправился в Санкт-Петербург. Несколько лет он проработал ретушером, учился на художественных курсах, одновременно совершенствуя в свободное время мастерство фотографии. Летом он отправлялся на Дон. Именно во время поездок на малую родину в 1875 и 1976 годах Болдырев в Цимлянской сделал так называемый «Донской альбом»: собрание фотографий из станиц Цимлянской, Кумшацкой и хутора Нижне-Гнутов. Фотографии запечатлели повседневную жизнь казаков: поездку на базар, праздничные гулянья, встречу и проводы молодых казаков в армию, хозяйственные работы. В те годы работа фотографом во многом оставалось кабинетным и сугубо постановочным делом. Практически никто не занимался съемкой трактирных пейзажей и людей в их повседневной жизни. Мастерство и качество съемки Болдырева удивляли современников. Примечательно, что на большинстве уличных фотографий тех лет нельзя увидеть людей, а города часто выглядят вымершими. Все дело в необходимости долгой «выдержки» фотографий, ведь техника тех лет просто «не видела» движущихся предметов.

Базар-в-праздник-в-Цымлянской-станице.-1875-1876.jpg

Базарный  день в станице Цимлянской. Площадь перед Свято-Никольским собором. Храм был взорван в период подготовки к наполнению  Цимлянского водохранилища.

- Трудно поверить, что эти фотографии выполнены более 100 лет назад. Ведь из истории светописи известно — в середине семидесятых годов прошлого столетия не было еще объективов, которые позволяли бы получать столь большую глубину резкости. В ту пору нельзя было сделать многоплановый фотопейзаж, а на групповых фотопортретах людей выстраивали в одну линию. Здесь же мы видим свободное, пространственное расположение персонажей, - писал исследователь творчества Болдырева Карп Пашиньян.

Болдырев.JPG

В лаборатории всемирно известного физиолога Ивана Павлова вместе с не менее известными "собаками Павлова", 1887 год. Фотография из собрания Мемориальной музея-квартиры академика И.П. Павлова Института физиологии им. И.П. Павлова РАН

Во второй половине 70-х годов Болдырев активно занялся фотографией на заказ. Он побывал в лаборатории физиолога Ивана Павлова, делал портретную съемку известного художника Михаила Зичи и художников-передвижников, выполнил серию фотографий известного в те годы литературного и художественного критика Владимира Стасова. В те годы молодой техник-самоучка задумал создать универсальный компактный фотоаппарат, способный делать как портретные, так и пейзажные фотографии. Другой задачей, которую поставил себе изобретатель стала замена стеклянных пластинок на гибкую фотобумагу. Как вспоминал позднее Болдырев, необходимость изобретения гибкой фотопленки была осознана во время поездки в Бахчисарай в Крым, где во время путешествия по трудной горной дороге несколько уже использованных фотопластинок с фотографиями императора Александра Третьего разбились. Обе задачи были им выполнены, но собрать необходимый капитал для отладки и начала производства первого в мире массового пленочного фотоаппарата не удалось.

- Следующий случай навел меня на мысль изобрести пленку. В дороге из Крыма в Петербург, негатив Государя (сделанный мной в Ливадии) разбился на мелкие части, что очень меня опечалило. Я задумал заменить чем-нибудь стеклянные негативы. В то время мне было известно, что приготавливаются плёнки из коллодиума, каучука, гуммиарабика с желатином, из желатина и даже столярного клея и жидкого стекла; но все эти пленки не оправдывали своего назначения; я и задался целью приготовить более совершенную плёнку, что мне и удалось после долгих усилий. Изобретенная мной пленка не изменяется ни от высокой температуры, ни от сырости, и. положенная с негативным изображением на сутки в воду, она нисколько не изменялась – была также прозрачна и эластична, - писал Болдырев в брошюре «Изобретения и усовершенствования сделанные в фотографии», изданной в 1883 году.

Члены общества ИРТО.jpg

Члены пятого отдела ИРТО, снятые объективом Ивана Болдырева, 1878 год. Под снимком рукой Дмитрия Менделеева написано «Болдырев, в павильоне Деньера. 11 апреля 1878 года»

В 1878 году Болдырев представил членам Императивного технического общества итоговый вариант объектива, а через два года  главное изобретение своей жизни - первую в мире малогорючую фотопленку на эластичной основе. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве . В Москве Болдырева удостоили бронзовой медали «за фотографические снимки, сделанные особыми, придуманными экспонентом способами и приёмами». Награда была вручена за сами фотографии, а не за изобретение фотопленки. Отсюда, как казалось, рукой было подать до производства первого в мире пленочного фотоаппарата (американская фирма «Кодак» представила свой фотоаппарат в 1889 году), но дальше идеи и опытного образца дело не пошло. Пробиться «высший свет» Болдыреву не удалось. Его считали хоть и талантливым, но просто самоучкой. Обзавестись надежными деловыми партнерами и найти капитал фотографу не удалось, а сам он, по видимому, не обладал должной деловой жилкой. В 1885 году Болдырев единственный раз в жизни принял участие в Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне. Там он не смог заинтересовать бизнесменов своим изобретением. Не помогло и знакомство с такими личностями как известковый ученый Дмитрий Менделеев. С ним Болдырев свел знакомство при демонстрации нового универсального объектива в Императорском техническом обществе. После этого Болдырев отходит от активной изобретательской деятельности и сосредотачивается на работе фотографом. Уже в начале 20 века он открыл собственное фотоателье, одновременно преподавал уроки рисования в Василеостровской женской гимназии. Умер Александр Болдырев около 1917 года в возрасте 67 лет, похоронен предположительно в Санкт-Петербурге.

Наиболее полное собрание оригиналов коллекции фотографий Ивана Болдырева хранится в фондах Российский национальной библиотеки и Библиотеки Академии художеств в Санкт-Петербурге, ведь в столице Российской империи Иван Болдырев прожил большую часть своей жизни. Известны и адреса его фотоателье в Санкт-Петербурге в первые годы 20-го столетия. Одно из них находилось на главной улице города Невском проспекте в доме №44 в здании Сибирского Торгового банка, второе ателье располагалось недалеко от центра города на первом этаже известного доходного дома фон Бессера (Владимирский проспект,19).

Болдырев в СпБ.jpg

Дома, где Иван Болдырев работал в Санкт-Петербурге. Слева - Невский проспект, справа - Владимирский проспект

Долгие годы творческое наследие Ивана Болдырева было полузабыто, его имя в большей части упоминалось в связи с изобретениями. В 1954 году историк техники Алексей Сыров в книге фотоаппарата «Путь фотоаппарата» указал на приоритет Болдырева в изобретении нового типа короткофокусного объектива. В 1983 году ростовский краевед и фотограф Карп Пашиньян в статье «Снимки русского изобретателя» впервые за много лет показал для широкого читателя «донскую серию» фотографий Болдырева в главном профильном журнале «Советское фото».

Интерес к творческому наследию Болдырева вновь появился в 2000-е годы. В 2008 году в Санкт-Петербурге прошла первая и наиболее полная выставка работ Ивана Болдырева. За последние годы фотографии, сделанные Иваном Болдыревым, были оцифрованы и стали доступны всем. Несколько лет назад в Волгодонском эколого-историческом музее открылась постоянная экспозиция копий фотографий наиболее известных работ Ивана Болдырева, посвященных станице Цимлянской и ее округе.

Часть снимков Ивана Болдырева из Цимлянской и ее округи можно посмотреть ниже в галерее. 

Анатолий Козин


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ЦимлянскаяИван Болдыревисторияфотографии
23
0
Народный репортер + Добавить свою новость